Подкаст "Механики бизнеса"
#19
Управление проектом путешествий - Nomad Train
Сегодня у нас в гостях Ольга Исаева, со-основатель проектов Nomad Train и Нам светло.

Nomad Train - это путешествие на поезде по Транссибирской магистрали из Москвы в Монголию с остановками в таких городах силы как Казань, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и Улан-Батор.

А Нам светло - это путешествия по маякам Ленинградской области, Франции и Хорватии.

Поговорили с Олей о том, как она, управляя придуманным ей бизнесом, по сути каждый день работает с неизвестным: как распределяет свою нагрузку, работает с командой и ищет своих, как строит процессы, какие функции берёт на себя, на чем обжигалась, что её саму драйвит и помогает двигаться дальше, когда заходит в тупик.
Присоединяйте к нашему разговору на Youtube:
Или:
Или читайте выдержки из разговора:


Моё основное направление - это подбор персонала
... Начиналось всё с того, что я уже где-то с университета работала в организации мероприятий. Мне была интересна движуха, активность и сфера ивентов. И на фрилансе я работала в организации автомобильных тест-драйвов. Это когда журналистов вывозят покататься. И так как я из Питера, то на один такой проект меня позвали с тем, чтобы договариваться о посещении маяков. И при подготовке к этому проекту я узнала, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области есть порядка 20 традиционных красивых маяков, которые при всей своей красоте и уникальности находятся не в самом лучшем состоянии и вообще закрыты для посещения. И во мне проснулась такая позиция, что нужно что-то делать, чтобы они стали доступны для людей. И после проведения мероприятия я стала связываться с госорганами, собрала группу своих друзей. Свозила друзей, показала им маяки. Собралась достаточно большая группа, 20 человек. Потом стали спрашивать другие люди. Ко мне присоединился ещё один человек, который разработал несколько маршрутов по Ленинградской области. Это была зима 2015. Таким образом и начался проект …
2:40
Как начинался Nomad Train:

... Через 3 года после Нам светло я поехала на Новый год, я много езжу, на Канарские острова с друзьями. И под конец уже месяца там мне стало скучно, я начала смотреть кто есть на острове, кто что делает. Мне посоветовали познакомиться с одной девушкой, которая изначально из России, но уже давно живёт в Испании и у неё там есть свой ко-ливинг и ко-воркейшн, то есть где люди могут жить и работать в ко-воркинге. И на самом деле это был, наверное, самый быстрый старт бизнеса. Когда познакомившись с ней и с ещё одним молодым человеком, он немец, мы за обедом уже обсудили, что начинаем проект путешествий по Транссибирской магистрали. А на следующий день за 1 рабочую сессию, за 5 часов, мы разработали уже маршрут, прототип сайта. Потом все разъехались в разные места и мы абсолютно удалённо готовили путешествие. Это было в 2017 …
4:00
Как сейчас живёт Нам светло:

... Самая активная часть - летом, когда мы начинаем сезон. Где-то с апреля по октябрь у нас происходят регулярные путешествия по Ленинградской области. То есть раз в неделю у нас 1-3 экскурсии по разным маршрутам. Ездят как люди из Санкт-Петербурга, так и приезжие. Многие про нас уже знают и подбирают даты путешествия в Питер под наши экскурсии.

А параллельно с этим мы придумываем зарубежные маршруты, которые больше работают в течение года, зимой. Вот сейчас ребята едут в Португалию. Это такой тестовый новый маршрут. Есть поездки во Францию. Они будут и весной, и осенью ...
5:15
Как сейчас живёт Nomad Train:

... C 2017 мы провели 3 поездки. То есть раз в год у нас проходят путешествия. Проект для цифровых кочевников, которые называются диджитал номАды. И помимо того, что есть маршрут путешествия - это посещение России, какая-то культурная часть путешествия, мы ещё в каждом городе делаем акцент на то, что можно работать во время путешествия, в стоимость путешествия входит посещение коворкингов, мы даём сим-карту с интернетом, в каждом отеле должен быть хорошо работающий интернет. Но диджитал номады, то есть те, кто и путешествуют и работают - это где-то половина тех, кто ездит с нами.

Другая часть людей - это те, кто притягиваются на сам маршрут. И у нас ездят в основном иностранцы. Для многих Транссибирская магистраль - это такое путешествие, которое хочется сделать в своей жизни. И им хочется делать это с теми людьми, которым они доверяют. И в этом и есть наша особенность. Мы делаем это как будто мы делали бы это для себя, если бы мы сами захотели поехать.

Это уже существующий продукт, который сам по себе живёт, понятно, как его проводить. Но параллельно с этим я ещё тестирую новые гипотезы - групповые поездки или тематические путешествия. У нас будет йога-путешествие, мы едем на поезде и заканчиваем йога-ретритом на Байкале. Или курс иллюстраций. Мы делаем в партнёрстве со школой Controforma. Когда собираются люди и во время поездки учатся иллюстрации.

Это такие коллаборации, где есть некий контент и наша организационная часть …
8:16
Цели. Ценности. Выбор.

... В каждом проекте есть цель на год. Есть стратегия развития на 5 лет, но это скорее вИдение. А более конкретные цели ставлю на год. И они меняются. Если в прошлом году у меня по маякам была цель - вырасти в несколько раз, сделать бизнес-процессы и наладить какую-то чёткость в работе команды, и они были успешно выполнены. То на этот год по маякам возникла другая история - возник вопрос, насколько мои ценности соответствуют ценностям проекта, насколько я хочу в нём дальше развиваться.

Например, с маяками возникла такая история - человек, с которым мы их делали первоначально, он вообще давно уже вышел из проекта, я купила его долю и стала основным владельцем проекта. Но сформировалась уже команда, которая супер-горит идеей, супер-горит темой проекта, а у меня уже немного по другому. Мои ценности немного не соответствуют проекту.

И получается в начале этого года я столкнулась с такой сложностью для себя - что нужно менять? Либо нужно менять сам проект, чтобы он больше подходил под мои ценности, чтобы я могла более органично и его развивать, и себя. Либо я уже не так подхожу этому проекту и, может, мне стоит из него уйти, чтобы не мешать проекту развиваться в том русле, в котором он развивается, в котором он растёт.

Поэтому в Нам светло я продаю сейчас свою часть человеку, с которым я работала - это один из гидов и души проекта …
11:50
Фокус внимания

... Nomad Train для того, чтобы его вырасти, требует больше моего времени и ресурса. И это тоже про какой-то некий фокус моей энергии, моего времени. Но, конечно, чтобы он был не только продолжением меня, но и самодостаточным проектом. Поэтому в это всё добавляю ещё очень важный элемент - формирование команды, чтобы всем было гармонично, но при этом, чтобы у всех были схожие ценности, чтобы максимально эффективно и классно развивать проект …
13:18
Прибыльность работы

... В прошлом году были очень конкретные цели - рост в 3 раза по деньгам, по количеству клиентов. Понимание стоимости продукта и прибыли от этого продукта. Оставить только те продукты, которые приносят максимально, пользуются спросом и эффективны. Мы иногда делали какие-то авторские путешествия, например, выезд однодневный куда-нибудь очень далеко в Ленинградскую область, который требовал очень долгой подготовки, сложной логистики и приносил какую-то минимальную прибыль. Это было очень важно осознать.

Я делала таблички, понимала какая поездка сколько приносит денег, какая у неё прибыльность. Всё это было посчитано в процентах. То есть большое внимание было уделено цифрам и эффективности этих поездок. Сколько трудозатрат нам стоит та или иная поездка. И потом фокусировка на тех продуктах, которые у нас уже тоже налажены.

Конечно, иногда надо делать что-то дополнительно, что-то именно имиджевое, но тогда понимать, почему мы это делаем. Например, я делаю эту поездку, потому что наше сообщество хочет посетить как можно больше маяков. И это уже не про прибыль, не про деньги, это больше про комьюнити билдинг. И это отрезвление и понимание, что и для чего делается. И по поводу команды это тоже про какую-то чёткость. Про формирование чек-листов, должностных обязанностей, если можно так сказать, чтобы каждый человек понимал, что он делает…

15:45
Внедрение изменений

... В команду добавили ещё двоих человек. У нас есть гиды, 3 человека. Появился оператор, это человек, который отвечает на все запросы, высылает информацию перед поездками. И человек на smm, который ведёт Instagram, соц.сети. И на фрилансе мы сотрудничаем с какими-то людьми типа дизайнера, таргетолога. Иногда это тяжело, когда происходят какие-то изменения. Когда человек привык делать сразу несколько функций, и у него какую-то функцию забирают, он может из-за того, что теряет контроль над этими функциями как-то тяжело это воспринять. Но в долгосрочной перспективе, я имею ввиду через месяц, когда это всё укладывается и все понимают, что они делают, это даёт, конечно, лучший эффект …
17:46
Russian Business Leaders

... Я ездила по программе обмена в Штаты. Для предпринимателей. Называется программа Russian Business Leaders. Для молодых предпринимателей, до 30 лет, рекомендую.

Ты едешь на месяц в Штаты и работаешь в компании в Штатах. Потом из выпускников формируется очень сильное комьюнити. Нас порядка 200 людей-предпринимателей, которые между собой постоянно общаются, делятся какими-то наработками, фишками. Часто устраиваются какие-то мероприятия для выпускников. Привозят американских тренеров, которые повышают наш уровень подготовки …

20:00
Связь личных целей и бизнеса

... Если говорить про Nomad Train, то это больше проект, нацеленный на международную аудиторию. У нас в основном рабочий язык, на самом деле, английский. Это то, что мне нравится. Я с 18 лет путешествую. Больше, чем в 50 странах была. И мне важно иметь эту международность. И это, наверное, основное в этом проекте. Связь с каким-то миром другим, другими странами, другой культурой, другими людьми.

Но при этом я же делаю это сейчас в России только. Везу людей в Россию, показываю им нашу страну, красоту. И делаю это не по туристически, а очень аутентично и так, как я делала это сама, если бы поехала в путешествие. Есть у РЖД поезда, которые супер-туристические, которые стоят по 10 000 евро. Да, они красивые, но ты всё равно путешествуешь как будто бы в этой коробочке, ничего не видишь за пределами этого поезда. То есть это супер-туристический формат.

А мы возим людей в обычных поездах, которые тоже едут по Транссибирской магистрали. То есть концепт никуда не уходит того, что, да, я съездил по Транссибирской магистрали. Но это путешествие как будто ты local [ местный житель ]. Это некий тренд, который сейчас есть. И мне важно в этом проекте, что он актуальный, актуален запросу. Плюс тут есть история с тем, что я могу во время путешествия ещё и работать. Не про то, что я в отпуске, должен где-то лежать загорать. Это нормально работать в перемещении. Это тоже некая актуальность …


... Для меня важно быть актуальной. А с маяками… Я хотела бы их сделать немного более актуальными. Если бы мы смогли купить какой-то маяк, на нём построить отель и придать ему какой-то другой смысл - это было бы здорово. Но, например, в России - это сложно. За рубежом - это дорого. И я вижу, что это очень трудозатратно и не стоит сейчас моих сил. А Nomad Train даёт мне то, что я могу и хочу реализовывать …
27:27
Авралы и баланс

... Можно по-разному подходить к своему рабочему дню. Для меня самое жёсткое - это когда я выписываю весь список задач, примерно оцениваю, сколько времени мне нужно на каждую задачу с учётом, что в день мне надо поработать чистого времени 8 часов, минимум. А это на самом деле очень сложно, когда про чистое время идёт речь. И я понимаю, о, Боже, я ничего не успеваю. Давление задач и времени, минимально прокрастинирую и тогда очень большой результат. Но в таком формате я могу проработать только несколько недель, и потом обязательно будет у меня откат. Потому что это жёсткая история.

Но когда какие-то авралы … Я иногда беру ещё на фрилансе какие-то проекты. Те же автомобили. В прошлом году у меня была ситуация, когда я параллельно занималась маяками, поездом и фрилансом. И это 16 рабочих часов в день пару месяцев. Да, я знаю, что я так умею делать. И в такие моменты нет никакой прокрастинации. Я вообще не берусь за телефон, не листаю Instagram. Но потом я месяц, скорее всего, буду работать в очень слабом режиме.

Думаю, каждый человек должен для себя тестировать разное и понимать, да, ок, я могу 2 недели поработать в таком супер-интенсивном режиме, а что будет дальше со мной? Если мне это ок - нормально. Для некоторых это нормально. Их это ещё больше драйвит и даёт энергию.

А для меня, наверное, лучший вариант - комбинация. Когда 2 недели я могу поработать больше рабочих часов, очень сфокусировано, а потом 2 недели или меньше - более спокойно, без давления на себя задачами и временем …
30:00
Учёт времени

... Но что я в этом году точно решила делать - я трекаю [ веду учёт ] всё рабочее время, которое работаю для того, чтобы просто понимать по итогу, сколько у меня уходит на каждую задачу времени. И не только я, вся моя команда. И это улучшает тоже понятие, насколько эффективно мы работаем, где можно что-то автоматизировать, систематизировать. Насколько наша прибыль соответствует временным затратам. Потому что зачастую кажется, что я потратила столько-то времени, а по факту либо сильно меньше, либо сильно больше. И так как в поезде у нас достаточно долгий продукт. Если мы говорим про стандартный тур. Например, у нас поездка в сентябре, мы начинаем к ней готовиться уже чуть ли не в январе. И хочется посмотреть, сколько в течение года мы тратим вообще времени на подготовку к такой поездке.

Это опять про то, чтобы собирать факты, цифры и, основываясь на них, делать какой-то вывод. Потому что интуитивно иногда… Думаешь, ой, интуиция помогает мне, я понимаю что-то. А иногда это может быть не интуиция, а какие-то больные вопросы, которые могу вообще дать искаженное восприятие действительности …
32:02
Ценности проекта

... Я сейчас стараюсь по-другому подходить к набору. У меня и так уже есть 4 человека в команде. Но сейчас есть некие параметры. Я сейчас выстраиваю ценности самого проекта. Его составляющие, которые должны быть в людях обязательно. Потому что тоже поработала с каким-то человеком, у которого не было опыта в международной сфере, он не ездил ни по каким программам, не жил там. Мы поработали, и я поняла, что мы разговариваем на разном языке. И этот человек не совсем подходит.

Соответственно, я сделала вывод и поняла, что следующие люди, которые будут в проекте, обязательно должны быть с каким-то международным бэкграундом. И это вот ценность глобальности и международности. Туда же идёт ещё английский язык. То есть все должны нормально говорить по английски. Третий пункт про ответственность и свободу. Мы хоть и делаем, можно сказать, пакетное предложение - мы отвечаем полностью за перемещение участников, проживание, но при этом мы хотим, чтобы каждый человек был проактивный и сам нёс ответственность за свой опыт.

То есть можно приехать, где у тебя всё включено, и говорить: "О, это мне не нравится", вредничать. А можно взять на себя ответственность за то, от чего я вредничаю, и поменять что-то. Хотя у нас такого не было, что кому-то что-то не нравилось, обычно всё очень нравится. Но это тоже как один из принципов как и для участников, так и для членов команды …


... В поезде для меня сейчас важно доформировать эти критерии, которые будут как для участников команды, так и для пассажиров. Потому что мы не всех берём в поездку, у нас есть обязательный этап интервью …
39:00
Функциональный подход

... Я первоначально беру весь пользовательский круг, беру весь процесс и смотрю, что происходит от момента, когда человек вообще ничего не знал о проекте до того момента, когда он им воспользовался и супер-доволен. У меня выписаны все шаги, которые проходит человек. И следующим шагом я пишу, что на каждом шаге с этим человеком происходит и какие мы задачи должны сделать.

Например, вот человек ничего не знает о Nomad Train. Он как-то узнал про него - он как-то про него знает некоторое время - он к нам зашёл на сайт. И вот, если взять этот маленький кусочек - как он про нас узнал? Разные варианты. Это может быть реклама. Могут быть наши партнёры. Могут быть наши пассажиры, которые ему про это рассказали. И потом я смотрю, что нужно сделать.

Если это пассажир, значит, надо с пассажирами связаться и попросить их написать про наш проект. Кто это будет делать?

Если это реклама, её нужно настроить. Кто это будет делать?

Если это партнёры, значит, должны быть партнёры. Где их найти, какие партнёры, кто это будет делать? И таким образом я выписываю функции и потом под каждую функцию понимаю, есть ли у меня ресурсы и есть ли такой человек, кто это может делать. Если его нет, то надо его найти…
46:00
Предприниматель по сути

... У меня хорошо получается коммуникация и видеть точки развития, новые какие-то направления. У меня, получается, каждые 3 года какие-то новые проекты. Я предприниматель по своей сути. Не всегда должен быть новый проект каждые 3 года, в рамках одного проекта могут быть новые направления. Кажется, что мне это даётся очень просто и достаточно органично. И понятно, что я в этом проекте с самого начала и, наверное, лучше меня никто не понимает, куда фантазировать, куда проект можно развить, чем дальше заниматься. В идеале, я бы только стратегией и занималась бы, а не тактикой, но это тоже нужно, особенно на таком этапе, когда проект только развивается …
47:45
Контроль и свобода

... Вроде, у нас есть максимальное количество свободы в проекте. Я не стою за каждым и не проверяю - провели интервью или не провели. Ответили на этот email или не ответили. Но потом, когда я узнаю, что какие-то штуки, например, не сделаны, я злюсь. И тогда хочется начинать жутко всё сразу контролировать, на всех ругаться, применять какой-то авторитарный способ :).

Так как у меня опыт из ивента - мы делали фестиваль прикольный, была команда. И мы начинали всё так очень независимо, каждый делал свою какую-то зону. А когда мы получили деньги от Сбербанка и всё стало сильно серьёзно, я поняла, что, если я сейчас не начну говорить, кому что делать, мы не сделаем фестиваль никогда. Тут как с эффективностью то, что я говорила. Нужен для меня какой-то баланс. Когда я могу работать супер-эффективно под давлением времени, но потом мне нужно время, когда я могу ходить гулять, думать и не сидеть за компьютером вообще. Так и в команде. Когда-то больше включаться, контролировать, узнавать у кого что происходит более интенсивно. Когда-то давать больше свободы и смотреть какой результат …


... Но тут тоже есть на входе несколько параметров. Как я говорила, для меня в поезде важно, чтобы человек был проактивный. То есть это уже про то, что он сам берёт на себя ответственность и делают задачу, за которую он взялся. И второе - это про профессионализм. Если человек приходит профессионал, это здорово, что он лучше меня что-то знает. У меня сейчас человек занимается партнёрами. Он до этого уже занимался партнёрами в другом проекте. Я туда даже не лезу. Прошу просто, сделай 20 партнёров и супер.

Если приходит кто-то без опыта, понятно, что я буду больше внимания уделять этому человеку, потому что он сам по себе, может, и умный, но что-то не знает в нашей специфике. И это нормально.

Но, да, скорее я за то, чтобы люди были проактивны, участвовали активно в развитии проекта, вносили свои мысли и идеи. Потому что тогда они будут включены в него и это будет всем лучше. И им интереснее, и проект будет расширяться. Я тут не то, что сижу и говорю всем, что нужно делать. Очень часто мы вместе думаем как дальше развиваться …
53:00
Где искать своих людей в команду

... Как я говорила, фундамент какой-то должен быть. Вот эти принципы опять же, они должны быть. То есть проактивность это качество, которое должно быть у человека. И тут скорее, может быть, вопрос - как его определить на старте, когда с человеком общаешься?

Я, когда понимаю, кто мне конкретно нужен, я ищу людей через свои каналы - выпускников программы, или если человек ездил в Штаты или куда-то ещё учиться. Или он в университете в студенческих активностях участвовал. Для меня активность тоже супер-важный параметр. Если какая-то активная деятельность у человека есть, значит, он делает что-то дополнительное, успевает. Это важно …
55:00
План на 5 лет

... Мы обязательно будем делать больше образовательных поездок. Это отзывается и моим каким-то ценностям и целям. И есть на это спрос. Такой вдумчивый туризм. Когда ты и путешествуешь, и что-то узнаёшь…

... Это тематические поездки, групповые, когда мы больше выступаем b2b. То есть есть некая уже готовая группа, а мы как провайдеры поездки …


... Выходить на новые маршруты, которые мы планируем делать. По Индии и по Балканам. Не ограничиваться только Россией. Мы с самого начала хотели этого делать …
В чём сила Nomad Train
... Мы делаем этот проект так, и это путешествие так, как мы бы это делали для себя. Мы хорошо понимаем ЦА и её запросы. Мы это даже называем experience, то есть это путешествие - опыт, то, что навсегда останется в твоей памяти …
Нравится наш подкаст? Поддержи!
Мы будем рады вашей поддержке, так как делаем подкаст на абсолютно безвозмедных началах.
Введите любую сумму и нажмите на кнопку Поддержать.
Платеж спишется с вашей карты единоразово.

Послушать еще:

Показать еще
Что еще у нас интересного и полезного?
Лаборатория
Безопасная среда для проб и экспериментов / Персональная поддержка / Мастер-майнды / Закрытые мероприятия / Сообщество
Подробнее